Алексей Пеганов: «Cтарая сказка на новый лад: почему сюжеты мюзиклов повторяются из года в год»

Среди сюжетов мюзиклов встречаются шекспировские трагедии и романы Толстого, биография жизни известных людей, среди тем — любовь и ненависть, расовые предрассудки, проблемы взросления, семейные отношения, потеря близких, войны. На первый взгляд, они могут показаться похожими. Но ведь мюзиклы — это все о жизни, такой, какая она есть, о людях и их слабостях, о переломных моментах и сложных выборах. Если сюжет кажется похожим, то это лишь доказывает тот факт, что всех людей объединяет гораздо больше, чем они думают.

В одну реку не войдешь дважды

Иногда говорят, что процесс постановки мюзикла равнозначен съемке нескольких фильмов. Как постановщик мюзиклов с уверенностью могу сказать, что это действительно так. У нас нет права на ошибку — невозможно остановить представление и проиграть сцену заново, нельзя растеряться или забыть текст, ведь тогда разрушится вся атмосфера и сказка, за которой и пришли люди. Наши актеры долго репетируют прежде, чем выходить на сцену, вживаются в образ. И, каждый раз выходя на сцену и выступая в одном и том же мюзикле, это разные образы. Да, они играют одних и тех же героев, но, как нельзя войти в одну и ту же реку дважды, нельзя дважды одинаково сыграть в мюзикле. Первая из причин, почему мы включаем одни и те же мюзиклы практически в каждый сезон, это наше желание дать актерам увидеть разные грани каждого героя, углубиться в его характер и максимально перевоплотиться на сцене.

Снова и снова

Мюзиклы, в том числе и детские, это вечные шедевры, которые можно пересматривать снова и снова. Наверняка, у каждого человека есть любимый фильм или сериал, который тянет пересмотреть в определенный период жизни, чтобы поднять себе настроение или расслабиться после рабочего дня, подумать о важных смыслах, которые несут в себе диалоги любимых героев. Все это применимо и к мюзиклам.

Как и при просмотре фильма, во время мюзикла можно упустить важную деталь сюжета, фразу, что угодно, что указывало бы на скрывающийся за постановкой смысл. Мюзиклы могут быть менее понятны, менее прозрачны, чем те же фильмы. Но вернуться к просмотру фильма куда легче, чем к просмотру мюзикла, а упускать возможность заново оценить постановку, погрузиться в атмосферу на сцене и пережить эмоции главных героев не хочется. Это вторая причина, по которой мы показываем наши мюзиклы снова и снова. Мы даем возможность зрителю пересмотреть мюзикл и не просто испытать прежние эмоции, а найти в постановке что-то новое, взглянуть на героев свежим взглядом.

Сладкие воспоминания

Мы готовим наши постановки по мотивам популярных произведений, любимых не только детьми, но и взрослыми. «Буратино», «Белоснежка и семь гномов», «Алиса в стране чудес», «Остров сокровищ» — это истории, которые мы все знаем и любим с детства. Каждый из нас склонен к ностальгии и желанию хотя бы на мгновение оказаться в беззаботном счастливом времени, когда главная проблема — это выбор сказки для прочтения на ночь. Мы повторяем сказки в репертуаре в первую очередь для того, чтобы не только у детей, но и у взрослых была возможность в любой момент окунуться ненадолго в детство.

Новые интерпретации

Есть минимум три фильма, снятых по мотивам сказки «Белоснежка и семь гномов». И каждый из них нашел свою аудиторию, нашел зрителя, который оценил новую идею, новую подачу всем известной истории. Ни один из сюжетов сказки нельзя назвать заезженным, ведь такие теплые, родные, знакомые всем истории никогда не надоедают. Именно поэтому чаще всего мы с интересом ждем появления новой экранизации фильма, а в нашем случае — мюзикла.

Мюзикл — одна из сложных форм искусства. Он включает в себя и вокал, и хореографию, и даже цирковые номера, что дополняется великолепными, ручной работы костюмами и мастерской игрой наших артистов. И каждый выход на сцену может быть новым не только с точки зрения проработанной игры актеров, но и новых образов, придуманных сценаристов. Например, наша постановка «Буратино» — это ультрасовременный ремейк знаменитого фильма «Приключения Буратино», и по факту — интерпретация интерпретации. Снимая фильм, режиссер и сценарист придают ему несколько иной смысл и форму выражения, нежели книга. Наша задача была сложнее, мы ставили мюзикл по уже интерпретированному сценарию. И в нашей сказке образы главных героев тоже значительно отличаются от известных нам по книге: Карабас-Барабас теперь не просто злодей-самодур, а эффективный и мудрый театральный менеджер, лиса Алиса и кот Базилио — мечтательные авантюристы, жаждущие блистать на сцене, а трехсотлетняя черепаха Тортилла — стройная красотка, которой помогают охранники золотого ключика — сильные и ловкие черепашки.

Главное — для детей

Самое главное в нашей работе — это желание порадовать детей. Подарить им уникальные эмоции. Все мы знаем, что дети очень впечатлительны, а в их возрасте так важно получать много положительных эмоций. Для детей даже небольшие «вещи» могут стать источником большой радости, что уж говорить о мюзиклах с их разнообразием действий на сцене и образов.

Вспомните, есть ли у вашего ребенка любимый мультик, который он просит включать снова и снова? Мюзикл точно также может стать любимым представление, на которое ребенок будет идти быстрее всех. Да, зачастую детям могут быстро надоесть одинаковые постановки, но, как мы уже выяснили, одинаковыми они не бывают.

  • 22.06.2021

Поделиться с друзьями