Модный приговор: себе или другому?

Часть первая

Автор: Ольга Макарова, семейный психолог

Следовать моде — смешно, а не следовать — глупо. Это слова эпиграфа к телевизионной программе Первого канала «Модный приговор». В использованном афоризме для красоты и выпуклости как бы изъято одно-единственное слово — слишком. В этом «слишком» заключается вся соль. То есть станешь слишком следовать моде — будешь выглядеть смешно, растворишь свою уникальность, изюминку, шарм и разрушишь собственный стиль. Но в то же самое время не следовать моде вовсе — глупо, поскольку, поступая так постоянно, ты как бы выпадаешь из контекста времени, из социума. А это — не безобидно.

Не станем даже пытаться рассуждать о моде, оставим эту роль за Эвелиной Хромченко. Для порядка согласимся с модными гуру — Эвелина Хромченко «знает о моде все и даже больше». В ее комментариях всегда звучит подтекстом равенство: мода = жизнь. Ибо в каждом конкретном случае мода проявляет ту или иную черточку жизни. Мода — словно очки Эвелины, через которые она видит страсти и комплексы человека, его стиль, его вызов и его неудачи. В своих «модных» комментариях ведущая описывает жизненные ситуации в терминах моды, и она по-своему права.

Типичный пример: главную героиню судят за немодность, за несуразность в одежде, за отсутствие вкуса, за отказ выглядеть в глазах окружающих ярко и презентабельно. Зрителям предлагается сначала знакомство с ней, затем обсуждение «а как же можно дойти до жизни такой», и, в завершение, главное — преображение героини.

Можем ли мы представить себя на месте героини? Наверное, да. Утвердительно большинство из нас, женщин, ответит и на вопрос «Хочу ли я выглядеть модно?» Тем не менее, каждая платит за это свою цену, определяя свою меру моды, утверждая собственное видение себя и мира.

Ловушки моды

Мода давно стала бизнесом, просто во времена Советского Союза об этом лет на семьдесят забыли. В развитых странах это дело превратилось в огромную индустрию, которая способна приносить серьезный доход в масштабах одной отдельно взятой страны. Это к слову о французах и итальянцах, например. Мода глобализировалась, успела подробно разделиться на страты, бренды, дома от кутюр, массовую и коллекционную. Там своя тусовка и свои лидеры. И уж, конечно, высокая мода существует не только из любви к искусству, хотя, несомненно, является его частью. Но то, что нам предлагается как тренд, это всего лишь некое направление для нашего взгляда и кошелька. И, самое главное, это мощное стимулирование нашего потребления.

А что же мы? Каждая женщина у себя одна: модная или немодная, счастливая или несчастная, радостная или грустная. И уж конечно, чем мощнее стимулирование потребления, тем чаще слышны охи и вздохи из серии «Как всегда, мне нечего надеть! Мне не нравится, как выгляжу!»

Так уж и ничего? Позволю себе несколько личных наблюдений. Для меня гораздо интереснее психологический аспект, выбор человека: быть модным или оставаться за гранью этого бега?

Модная одежда дает возможность быть «как все». То есть не выделяться, соблюдать некие приличия. Впервые меня это обстоятельство удивило в Польше много лет назад. Вообще, польки — большие модницы. В вегетарианские времена социалистического лагеря они прилагали невероятные усилия, чтобы выглядеть по-европейски. Установки, словно эпидемия, распространялись быстро: в этом сезоне в моде такой-то цвет и силуэт. И польские пани неуклонно следовали принятой таким образом тенденции моды. После чего и цвет, и силуэт постепенно утомлял своей распространенностью. Но там был азарт, драйв от того, как исхитриться, сэкономить, придумать, где достать.

Сейчас это стало куда скучнее. Весь драйв свелся к вопросу наличия или отсутствия денег. Деньги, конечно, решают многое, но далеко не все. Выбор, вот ловушка, в которую мы попадаем каждый сезон. Выбор существует в нашем мире как ощущение свободы. Однако, он же может стать и наказанием. Что из предметов одежды выбрать, а от чего — отказаться?

На страницах европейских журналов, в витринах магазинов, в нарядах пешеходов видна та или иная тенденция, она довольно легко считывается. Глядя на итальянок и итальянцев, больших модников, замечаешь, что для них «модно» и «прилично» — это слова-синонимы. Просто надо так одеваться. Веками итальянцы приучены все делать так, чтобы «люди плохого не говорили». Во всяком случае, это касается коллекционной одежды. Пойдешь ниже — там ширпотреб — самая демократичная одежда, а выше — от кутюр и мировые бренды. Хотя и там, и там свои отметины итальянской модности. Одинаково одеты солидные сеньоры; в одном и том же — молодые девушки; сливаются в толпе подростки — у них своя мода, да и мужчины тоже транслируют принадлежность к определенной социальной страте. Пикассо как-то афористично сказал, что «и среди людей больше копий, чем оригиналов». Он имел в виду, конечно, личности, но мы условились, мода — важное проявление жизни. Так что и здесь легко стать копией, а не оригиналом.

Прислушаемся к информационному гулу? И тут же услышим, что в этом сезоне в моде цветные кожаные курточки-косухи и длинные юбки плиссе, например. Все, можно не ломать голову?

Мода и взаимоотношения полов

Мода остается средством формирования аттракции, нашей привлекательности для других, специальной установкой на восприятие. Возможно, прозвучит удивительно, но как психолог, я все чаще обращаюсь не к моде в ее строгом понимании, а к имиджу человека, к его умению выразиться в одежде. Если хотите, к тому посланию, которое каждый раз он в одежде несет миру. Девушка хочет нравиться и — надевает грубые штаны, футболку, делает асимметричную стрижку и тату… Или: девушка хочет нравиться и надевает обтягивающее фигуру платье и высокий каблук. Случаются и диссонансы, когда женщине хочется сказать одно, а внешний вид и ее манера одеваться противоречат невысказанному. По стилю в одежде мужчина улавливает, кто перед ним — будущая жена или любовница. Стиль может быть говорящим: «Хочу выделиться», «Хочу шокировать», «Хочу любви и внимания», «Я безразлична к себе», «Ничего не хочу». Оттенков, как и настроений, множество.

Здесь важен взгляд со стороны, непредвзятый и заинтересованный — увидеть то, что на поверхности, заметить то, что скрыто и кричит. Отдельное внимание стоит обратить на выбранный цвет. Важно сочетание цветов и умение играть цветом. Привлекательность цвета меняется в зависимости от эмоционального состояния. Существует множество нюансов, в которых возникают новые смыслы, осознание происходящего с нами. Вот, к примеру, выбором галстука определенного цвета мужчина подчеркивает свою амбициозность, энергичность, стремление к власти. Сменит его, и другой цвет тут же обнаружит в нем высокие требования к другим людям. Цвет подчеркнет надежность мужчины или определит, насколько ценны для него тепло и уют.

Иногда нам кажется, что мы и не следим за модой вовсе, а наш гардероб формируется сам собой. Но ведь предложение в торговле зависит от вкуса тех, кто закупает ту или иную одежду, поставляя ее в магазин? Это так и не так. Мода показывает нашу вовлеченность в социальные отношения. Дело в том, что одно из значений слова «мода» — способ… Способ самовыражения, способ коммуникации с миром, а тут уж, если и не занимаешься модой ты, она сама тобой займется. Будьте уверены.

Продолжение следует…

  • 19.08.2012

Поделиться с друзьями