Рассказываю.
Первая и основная проблема в очень низком уровне подготовки как членов комиссий, так и наблюдателей.
Даже пресдседатель не всегда знает последовательность действий при подсчете голосов в частности, да и вообще в работе комиссии в целом. Делают как побыстрей и как попроще, а между тем, последовательность действий строго прописана в законе, и не просто так - при ее соблюдении исключены фальсификации.
например.
непосредственно утром перед голосованием на бюллютени ставятся печати и подписи.
вечером, неиспользованные бюллютени подсчитываются и погашаются
ваша, Летняя ночь, подруга-полицейская лукавит.
Печати и подписи на бюлл ставятся не утром, а в течении 1-2 дней до выборов (никто не успеет просто утром это сделать).
после 20.00 перед погашением, практически невозможно заставить членов комиссии пересчитать неиспользованные бюллетени. Да, они как бы хранятся в сейфе, который как бы на глазах у полицейских, но по факту, бюллетени пересчитаны и разложены по пачкам по 50-100 шт еще со вчерашнего дня. и когда поднимаешь вопрос о пересчете этих пачек перед погашением - поднимается такой крик и вой на тему "чего их считать, мы их же вчера пересчитали, там все по 50, мы вчера всей комиссией считали!!!"" -а по закону НАДО ПЕРЕСЧИТАТЬ СЕЙЧАС, именно потому что в течении дня, те два - три заряженных человека в комиссии имели 1000 возможностей вытащить из этих пачек по 5 бюллетеней и использовать для фальсификации.
Не всегда наблюдатели могут в одиночку противостоять 5 злобным женщинам и авторитарному председателю, чтоб настоять на пересчете. И в подавляющем большинстве случаем "подсчет бюллетеней перед погашением" происходит путем перекладывания пачек по 50 шт, типа раз 50, два 50,три 50 и тд. Сколько фактически в них бюлл никто не узнает.
Второй момент.
комиссия не соблюдает очередность действий, но неискушенному и уставшему наблюдателю или полицейскому это совершенно неочевидно, им кажется что все ок.
все просто делятся на группы, одна группа типа "считает бюллетени" (ну вы поняли - пачками по 50), вторая в этот момент сшивает и пакует списки, и не приведи господи,-третья уже вскрывает урну. -а делать все одновременно СТРОГО ЗАРПЕЩЕНО. потому что взял из пачки пустых бюл, поставил галочку и подсунул в пачку бюл из урны - для заряженного человека дело 3 секунд.Ну и соответсвенно, члены одной группы совершенно не контролируют и не видят, что делают члены другой группы - может вписывают в списки, может взяли ручки и пририсовывают вторые галочки на неугодных бюлл...
Полиция? полиция скучает в углу и молится чтоб уже все закончилось и они пошли домой, или вообще (если школа) слоняются в коридоре. Наблюдатели сидят на скамеечках уткнувшись в телефоны, ибо уже тоже устали и главное - реакция у всех притупилась от усталости, всем каждется что уже ничего не может произойти.
Пример из личной практики.
в 2012 году, после 20.00 я подьехала на подозрительный участок в СОШ №2, для контроля. Заставила комиссию следовать четко последовательности описанной в законе. Председатель уже сдался (мужик), типа - девочки, не спорьте с этой сумашедшей (со мной) давайте быстро сделаем что она хочет и уже пойдем домой. Сам лично, передо мной пересчитал все пачки бюл за кандидатов методом перекладывания из одной пачки в другую - как велит закон, (да, нашли пару бюлл не в тех пачках, это скорее всего случайность, но тем не менее (!), в том числе и для этого и создана процедура перекладывания); сам лично сделал ксерокопии протокола, СОБСТВЕННОРУЧНО заверил копию протокола, клянясь жизнью , что у него в комиссии нет фальсификаторов....
результаты выборов на этом участке были:
Жи -84, Зю - 332, Про- 165, Пу - 413.
Через 5 часов мне позвонили из ТИКа наши люди, сказали, что с этого участка привезли протокол в котором : Жи - 54, Зю- 272, Про - 65, Пу - 613.
Председатель просто его переписал забрав у всех по чуть-чуть и добавив Путину - 200 голосов. не могу сказать подделал ли он подписи остальной комиссии или они расписались повторно сами (обычно если члена комиссии по среди ночи поднять с кровати - типа протокол в ТИКЕ завернули, надо переподписать , он молча не глядя и не просыпаясь через порог поставит подпись).
Мы обращались по этому факту в прокуратуру, в полицию, в суд, даже в Ген прокуратуру ездили. Нам сказали - на вашем протоколе поддельная печать, так что где вы взяли эту бумажку мы не знаем.
Оказалось, что в нашем городе на выборах 2012 года на 30% участков на копиях протоколов стоят печати отличные от печатей на оригиналах протоколов. Как?!? у меня только одно объяснение - это поддельные печати и их массовость говорит только об одном, это не местечковая инициатива, все готовилось на уровне (как минимум) горизбиркома, понятно что все наши жалобы рассматривались отрицательно.
А тот председатель, что нагло врал мне в лицо,он получил премию позволившую ему тут же купить митсубиси аутлендер, и повышение в ТИК, а затем в АТУ Ленинского района, где работает по сей день.
Другой пример, из свежих. Выборы 2016 года в Зак.собрание ПК, Зинаида Ким, красавица. Председателя Футину довели до суда. Чтоб довести до суда Ким, которую норовили переквалифицировать в свидетели постоянно, пришлось 3 раза обращать в Ген. прокуратуру через гос.думу. Местная полиция и прокуратура - просто в танке.
На тех же выборах, но уже в ТИК Ленинского района, председатель, если мне не изменяет память, 517 УИК, не могла сдать протокол в ТИК потому что у нее не шли цифры с копией протокола в руках нашего члена комиссии, был предпринят беспрецедентный шаг, когда кто-то из членов комиссии ТИК с разбегу врезался нашего человека и попытался вырвать у него пачку копий протоколов и убежать, на пути в дверях столкнулась с нашим кандидатом (это была чистая случайность), и от неожиданности упала на пол рассыпав копии, пока была суматоха, 3 копии исчезли, в том числе и 517, про которую мы точно знали, что ее будут переписывать.
Выборы 2017 года в Думу города. (кстати о полиции). на участке №831 в СШ №48 100-летия, 133в, на участке в качестве наблюдателей зарегистрировались 5 парней брито-спортивной наружности, в 20.00 они силой загнали всех наблюдателей в угол, встали плотной стеной перед столом с урнами, никого не подпуская и бодаясь плечами недавая снимать, когда женщина- доверенное лицо от КПРФ, попыталась заснять на телефон, что происходит среди членов комиссии за спинам парней, один развернулся ударил ее кулаком в лицо, вырвал телефон и выкинул в окно. На глазах у полиции, которая там дежурила. На просьбы женщины задержать нападавшего или вызвать полицию, принять у нее заявление о нападении, присутствующие сотрудники отмалчивались. Только через полчаса уже другим наблюдателям удалось по своим телефонам вызвать наряд в школу. За это время нападавшему сотрудник полиции спокойно открыл дверь, выпустил из кабинета, а сотрудники на входе в школу выпустили его из школы. Человек сел на авто белый лексус RX 350 с номером М 424 ВР принадлежащий жене гендиректора ООО "Ратимир" Санклера . подробней здесь:
https://artem-samsonov.livejournal.com/2017/09/11/По сей день полиция и прокуратура не могут установить лицо уехавшее на машине жены гендира Ратимира, при том, что интернет общественность уже давно опознала этого человека. Знаете почему полиция бездействовала, я могу предположить,что ей отдан был приказ вышестоящим начальством. Самое смешное, что заявления о нападении и хищении телефона лежат в ОП №5 по Советскому району - том самом к которому относятся сотрудники отпустившие нападавшего. А ответы из этого ОП №5 приходят просто как насмешки.
Добавлено спустя 6 минут 50 секунд:Могу еще вспомнить на выборах в главы Владивостока, по участкам колесили 48-местные автобусы от Спасск-цемента.

Знаю, потому что сама гонялась за ними по городу и блокировала своей машиной, чтоб прекратить эту карусель. (но, например, наблюдатель, или полицейский на участке, он разве увидит этот автобус? узнает, что он уже проехался по 5 участкам?)
Действовать приходится только так, ибо ни видеофиксация, ни жалобы, ни полиция - не дают эффективного результата. По факту, все что в ночь после выборов было введено в систему ГАС выборы - остается там на веки и никто никогда там ничего не изменит, если внесли протокол переписанный, так и будет. Если вдруг дойдет до суда, и о чудо, честный судья потребует пересчета голосов,- тупо прорыв трубы зальет архив , где хранятся документы с участка, и все - никто ничего не проверит. Поэтому эффективней превентивно бороться с фальсификациями, не давать им свершаться, чем потом пытаться в судах что-то доказать.