Так легко сказать, глядя на эти необыкновенные книги: чем меньше, тем лучше. Однако: Недавно ушедший на покой Филип Рот написал в несколько раз больше, чем эти двое, вместе взятые, и его роман «Наша Банда» оказался довольно слаб. Тем не менее, его роман «Американская Пастораль» я ставлю выше «Щегла» мисс Тартт или «Свободы» мистера Франзена.
Я - в прошлом алкоголик, не пью уже 27 лет, и сегодня мысль о выпивке редко приходит мне в голову. Однако когда я думаю об этих восьми романах мисс Тартт и мистера Франзена - которых не хватит даже на то, чтобы на четверть заполнить библиотечную полку - я вспоминаю об одном случае, который произошёл за завтраком вскоре после того, как я бросил пить.
За соседним столиком сидели две престарелые леди. Они оживлённо беседовали за едой, а их наполовину полные бокалы с вином стояли, забытые, на середине стола. Я испытывал непреодолимое желание подойти к ним и кое-что сказать им. Нет, не так. Я испытывал непреодолимое желание накричать на них. «Почему вы не пьёте вино? Вот же оно стоит, чёрт подери! Некоторые хотят пить вино, но не могут, а у вас есть такая возможность, так почему же вы этого не делаете?»
Долгие паузы между книгами у таких одарённых писателей вызывают у меня сходное раздражение. Я понимаю, что каждый из нас работает с разной скоростью и по-разному подходит к процессу письма. Я понимаю, какой это кропотливый труд - сделать так, чтобы каждое твое предложение имело вес или - если заимствовать название одного из лучших романов Джонатана Франзена - придавало повествованию «сильное движение». Я понимаю, что это не лень, а уважение к работе, и по собственному опыту знаю, что «поспешишь - людей насмешишь».
Но ещё я понимаю, что жизнь коротка, и на смертном одре много не напишешь. Искра творчества тускнеет, и смерть гасит её. Взять хотя бы Вильяма Шекспира - он не написал не единой пьесы за последние 400 лет. Это, друзья мои, очень долгая творческая засуха.
Всё вышесказанное не ставит целью оправдать мою собственную плодовитость. Я опубликовал более 55 романов. И да, я писал под псевдонимом (Ричард Бахман) И таки да, я однажды опубликовал четыре романа за год (прям «50 оттенков Джеймса Паттерсона»... только мои романы были длиннее, и я не прибегал к помощи соавтора). И да, я однажды написал роман всего за неделю («Бегущий Человек»). Я со всей искренностью должен сказать, что у меня не было выбора.
