выкладваю, с райта пост человека под ником Форестер (Лесник), мысли и видение проблемы у него потрясающее и считаю что как нельзя лучше подходит к нашей проблеме с грызней... выкладывал это он еще гораздо раньше чем начались склоки в нашем болоте...
"Короткий обзор проблем Построить дееспособную гражданскую организацию в России очень трудно. Об этом свидетельствует печальный опыт двух десятилетий. Если бы кому-то удалось решить эту задачу до нас, нам бы оставалось только примкнуть к предшественникам. Но попыток делалось уж не мало, а примыкать – не к кому. Прежде чем перейти к «конструктивной части», хочу дать некоторый анализ – почему в России не удавались попытки создания широких самоуправляющихся гражданских организаций? Главная причина: люди, создававшие организации, себя никем, кроме как ее лидерами, не видели. Поэтому внутри организации сразу устанавливались такие же правила игры, как и во всей России в целом: действующая власть одновременно и игрок, и арбитр, а основная ее забота – самосохранение. Если лидеры оказывались достаточно идейными и успешными, такие организации жили достаточно долго, например, партии «Яблоко» и ЛДПР. Надеюсь, что каждый из нас понимает, что если из ТИГРа получится что-то «типа Яблока или ЛДПР» - это будет нашим поражением. Наша цель не в том, чтобы получить несколько десятков мандатов и их удерживать, изменив только свою жизнь, а не жизнь страны. Повторюсь – это наиболее удачные примеры (есть еще КПРФ – из той же серии). Менее удачных было множество, как правило, они не выходили за пределы одного региона. Но большинство из них роднит одно – лидеры подобных «проектов» вливались в существующую политическую систему, начинали играть по ее правилам и через некоторое время теряли какой-либо авторитет. Российская политическая система построена на коррупции общественных лидеров. Общественное доверие – ходовой товар. И множество политических жуликов мечется из партии в партию, из организации в организацию в надежде получить часть общественного ресурса для дальнейшей продажи. А новые лидеры подвергаются изощренному давлению и соблазнам, которым в массе своей не способны противостоять. Мы не можем рассчитывать на то, что наши лидеры окажутся сделаны из стали. Мы должны строить структуру в расчете на средний, и даже – на плохой человеческий материал. Даже на очень плохой. Не следуют забывать и о людях, которых заслали и еще будут засылать в ТИГР. Скорее всего, им будет даваться установка поддерживать расколы и деструкцию. Сами они вряд ли будут ее организовывать, но подливать бензинчика в костер – много ума не надо. Пару слов скажу про «сумасшедших». Так как это люди гиперактивные, они в ТИГР проникнут. Подобные люди «спамят» любое общественное движение. В начале 90-х их называли «демшизой», но справедливости ради надо сказать, что «комшиза» и «нацшиза» - ничем не лучше. Кстати, они легко перетекают из одного движения в другое, притекут и в ТИГР. Некоторые из них даже вполне полезны, как активисты и неплохие люди. При правильном их использовании – большая сила. Но другие способны полностью испортить атмосферу в организации, превращая любое собрание в бедлам.
Резюме: Нам надо понять, как построить организацию, чтобы: • Она не оказалась «собственностью» небольшой группы лидеров, которых власть могла бы купить или запугать; • Возникающие разногласия и расколы не приводили бы к потере людей и существенной потере времени активистов; • Сумасшедшие не отравляли бы жизнь организаций.
При этом нужно сохранить дееспособность.
Между Сциллой вертикали и Харибдой анархии
Все мы родом из СССР и иного устройства партии, кроме как РСДРП(б) – ВКП(б) – КПСС не представляем. Хотя все мы признаем, что ТИГР – не партия и не обязан ей быть, но все организационные предложения остаются в рамках «демократического централизма». Счастье ТИГРа состоит в том, что стихийная практика оказалась мудрее, чем теоретические представления каждого из участников. Пока оказалась. Демократический централизм предполагает механическое подчинение меньшинства большинству. Проголосовали, и вперёд – исполнять решение. Реальное применение практики демократического централизма в постсоветской России приводило к следующему: меньшинство в общественных организациях уходило и после нескольких «голосований» от движений оставались рожки да ножки. Нежелание и неумение быть в меньшинстве – большая проблема нашей политической культуры. Поведенческий стереотип «меня не послушали – я ушёл» делает общественную самоорганизацию невероятно трудной. Пользуясь возможностью, призываю всех «ТИГРовцев» - не давите меньшинство голосованием, и не хлопайте дверью, оказавшись в меньшинстве! Любовь большинства непостоянна – будет и ваш час. Ну а в действующих политических партиях партийные лидеры держат в качестве «большинства» кучку прикормленного актива, «зачищая» всех несогласных. Для них важно только одно – возможность «торговать маркой». Голосование – это крайняя мера. Любая проблема имеет множество решений. Вместо того, чтобы ломать друг друга через колено, лучше потратить силы на поиск решения, которое совмещает в себе плюсы разных вариантов и не имеет их минусов. Мы сегодня имеем в качестве одного отрицательного примера «партийную вертикаль», давящую всех несогласных, а в качестве другого - «сетевую горизонталь», не имеющую ни твердых принципов, ни четкой организации и неспособную принимать решения. Но нам не надо выбирать между ними. Надо совместить их плюсы и выбросить (по возможности) минусы.
Союз дееспособных команд
Великие дела не делаются голосовальщиками. Великие дела делаются людьми команды. Кто был когда-либо членом дееспособной и эффективной команды, тот знает – в ней могут быть противоречия и споры, но в ней объединены люди, доверяющие друг другу, единомышленники, и каждый знает свой участок ответственности. Когда начинаются споры о компетенции и голосования, это свидетельствует о кризисе команды и возможном распаде. Команды не всегда совпадают с формальными организациями, но они всегда являются их «душой» (или их паразитами – смотря какие цели ставит команда). Ценность ТИГРа не в том, что он нас создал или «инициировал». Многие из нас и до того были взрослыми людьми с твёрдыми взглядами. Но ТИГР собрал нас вместе. И «ядро» ТИГРа, возможно, представляет собой команду. Но команда не может вырасти сильно больше какого-то естественного размера. Психологи говорят – 25 человек. Весь ТИГР не может быть одной командой, как бы нам не хотелось. Но он может быть союзом многих команд, и к этому, на мой взгляд, надо стремиться. Мы должны надеяться на лучшее, но быть готовыми к худшему. Лучшее – это развитие и рост ТИГРа. Худшее – его развал и затухание. Что тогда останется от этого «всплеска»? Единственное, что может остаться – дееспособные команды инициативных граждан в разных городах и регионах. Такие команды самоценны сами по себе, и даже если от ТИГРа больше ничего не останется, можно будет сказать, что существовал он не зря.
Может ли быть в одном городе (регионе) несколько команд?
Это вопрос преткновения. Мой вариант ответа – «да». И он вызывает резкий протест и непонимание. Поэтому остановлюсь на этой теме поподробнее. Во-первых, мы судим о вопросе по текущему состоянию дел. А на сегодня ситуация такова: в большинстве регионов и городов ТИГРа вообще нет. А в большинстве городов и регионов, где он есть – это одна команда. Но если рост будет, такое положение не сохранится. У нас на выбор два варианта. Или мы расширяем единственную команду до размеров региона (а при появлении других команд – механически их сливаем, заставляя «новичков» подчинятся «старичкам»). Это в большинстве случаев приведет к тому, что команда перестанет быть дееспособной, а все вопросы будут решаться голосованием и «демократическим централизмом». Также во многих регионах «новички» не пойдут к «старичкам», которые будут говорить «мы будем командовать, а вы – исполнять». Или мы допускаем существование разных команд, а голосование (а лучше – согласование) переносим на межкомандный уровень. Подчеркну – я не против существования в городе и регионе одной единственной команды. Если кому-то удастся так организовать структуру команды, что она сохранит дееспособность и вместит в себя всех желающих – это замечательно. Но давайте всерьез обсуждать этот вариант, когда он у кого-то получится. Пока никому не удавалось. Во-вторых, все мы люди. И каждому хочется быть во главе. И мысль «вот мы тут старались, создавали, утаптывали поляну, а придет кто-то и объявит себя альтернативной командой. И каждому хочется быть во главе. И мысль «вот мы тут старались, создавали, утаптывали поляну, а придет кто-то и объявит себя альтернативной командой», естественно, никому не нравится. Вот именно эта мысль губила и губит все гражданские организации в России. Каждый хочет контролировать 100%. В результате контролирует 100% от рубля, хотя мог бы 30% от миллиона. Не бойтесь конкуренции! Настоящий авторитет не затеряется. Все помнят, кто начинал дело, когда оно было опасным, а кто примкнул, когда оно стало выгодным. Кто делал, а кто болтал. Кто подавал заявки на митинг, рискуя получить десяток суток ареста, а кто отсиживался под анонимным ником. Право на создание других команд не означает права на склоку, на несогласованные действия и безответственные заявления. Оно означает лишь одно – отсутствие монопольного права одной команды на принятие в ТИГР (и исключения из него). По факту на данный момент так и есть, и это надо сохранить."
|