Я ребенка к логопеду и неврологу потащила в первый раз в 2 года. у невролога к нам претензий не было, с логопедом позанималась курсом (она, кстати, на владмаме в своей ветке консультирует, очень ее рекомендую, специализируется в том числе и на детках с серьезными нарушениями развития), обсудили мои педагогические ошибки с гиперопекой, и лед у нас тронулся. Потом позанимались еще в 2.5 года, стало лучше, но не намного, посоветовала мне логопед ребенка в детский коллектив сдать. Но на развивалках ребенку не понравилось, видимо, была еще не готова к общению, а вот с 3 лет и к обществу мою девицу потянуло, и разговаривать стала куда активнее. В 2.5 года у нее было отставание от сверстников примерно на полгода в развитии речи, да и сейчас вижу, что многие ребятишки ее возраста разговаривают лучше, но все же дочь использует предложения достаточно сложные в речи, правильно согласовывает все падежи и окончания. Возможно, дело еще и в характере, она не болтушка и ее довольно трудно разговорить, хотя, конечно, определенное отставание есть. Например, покупала такую книгу
http://read.ru/id/272628/ "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша", дочь все понимает, а задания выполнять и на вопросы отвечать не хочет. Вот с этой книгой получше у нас отношения сложились
http://read.ru/id/1374212/ "Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких", но и проблем со звуками у нас особых нет. Думаю, если бы дочь попала в садик лет с 3, то успехи в развитии речи у нее были бы значительнее. Но первый толчок в нужную сторону был сделан все же благодаря логопеду. В любом случае, если есть сомнения, надо ребенку специалисту показать, в лучшем случае вас логопед успокоит, а в худшем - чем раньше начнете заниматься, тем больше шансов на успех. Иначе потом будут задержки и в интеллектуальном развитии, и проблемы с социализацией появятся, в итоге ребенок будет чувствовать себя изгоем и такой комплекс "одинокой жертвы" со временем закрепится.