
1. Удэгейские сказки в обработке Валентины Кялундзюга.
Предисловие.
"Плеск волн, шум тайги, песня ветра, - глубок, сказочен и взаимоотзывчив мир тайги, рек, гор, где издревле обитали охотники и рыбаки, удивительные знатоки природы - удэгейцы. Земля эта испокон давала человеку не только пропитание и кров, но и рождала, хранила и передавала из поколения в поколение напевы и песни, сказки, легенды. Валентина Кялундзюга в 70-е годы была председателем сельсовета селения Гвасюги, собирала и обрабатывала национальные легенды и сказки. Они уводят нас в давно минувшие времена, но на те же полные опасностей охотничьи тропы, которыми ходили её предки".
Бэле.
Жил старик Канда Мафа со старухой. У них была одна-единственная дочь Бэле. Выросла Бэле красивой, мастерицей, могла узоры вырезать из бересты и рыбьей кожи. Вышила себе красивый халат в узорах. Старик Канда Мафа задумался и сказал:
- Дочь моя, ты одна у нас. Состаримся, кто за нами будет смотреть? Замуж тебя никому не выдам...
- Постройте мне берестяной балаган над морем, чтоб никто не мог меня увидеть и прийти ко мне, - сказала Бэле старикам.
Построил старик Канда Мафа берестяной балаган над морем для дочери Бэле. Стала она жить в этом балагане. Однажды поднялся сильный ураган и унёс берестяной балаган в море, а в балагане была Бэле.
Поплыл он по морю, кидало его из стороны в сторону. Вот приплыл он у берегу, где братья Биату живут. Стала Бэле просить:
- Братья Биату, поймайте мой берестяной балаган, я буду вам шить халаты, обувь, рукавицы, буду еду вам варить.
Братья ответили:
- Не нужна ты нам.
Бэле дальше поплыла. Плыла, плыла и приплыла к песчаному берегу. Кое-как вышла из берестяного балагана на берег, посмотрела кругом и увидела мальчика Наундяка. Он острогой рыбок колол и тут же съедал.
- Наундяка, с кем живёшь? - спросила Бэле.
- Живу я один, у меня никого нет, - ответил мальчик Наундяка.
Бэле осталась жить с мальчиком. Стала на охоту ходить, из лука стреляла, добычу добывала. На охоту шла — надевала мужскую одежду, и когда возвращалась — меняла её на женский халат. За Наундякой ухаживала, как за братом.
Однажды Бэле ушла на охоту как обычно. А в это время пришли к мальчику Наундяка братья его — Биату, стали спрашивать:
- С кем, Наундяка, живёшь, кто тебе шьёт?
- Я живу с братом, - отвечает мальчик Наундяка.
- Какой у тебя брат, ты ведь один жил? - допытываются братья.
Ничего им не сказал Наундяка. Рассердились братья, поломали игрушечные стрелы, сделанные Бэле. Мальчик Наундяка заплакал от обиды.
Пришла с охоты Бэле, стала спрашивать:
- Кто, Наундяка, тебя обидел, кто здесь побывал?
- Были братья Биату, они хотели узнать, с кем я живу. Сказал, что один живу. Так они мои стрелы поломали и ушли, - рассказал Наундяка.
Рассердилась Бэле, пошла по следам братьев. Подошла она к их шалашу, зацепила копьём за соломенную дверь и выбросила её на берег моря.
- Выходите, братья Биату, будем на меткость стрелять из лука! - крикнула Бэле.
- Кто это к нам пришёл, кто братьев Биату тревожит? - отзываются братья.
Вышли они из соломенного шалаша. Бэле сняла со своих ушей серьги - саса, повесила их на дерево и сказала:
- Кто сможет попасть из лука в дырочку в серьге — тот будет самым смелым и метким.
Начали стрелять старший и средний братья, стрелы их пролетели мимо. Остался самый младший брат, самый меткий стрелок:
- Нядыга, покажи, чтоб не хвастала, как надо стрелять, - старшие братья шумели.
Младший брат пустил стрелу из лука, но стрела пролетела мимо.
Взяла Бэле лук и пустила стрелу, стрела пролетела через дырочку в серьге — саса. Братья Биату были удивлены — их победила Бэле. Бэле сняла с дерева свои серьги — саса и ушла.
Пришла она к мальчику Наундяка. Сели они в берестяную оморочку и поплыли на остров. А тем временем братья Биату вдогонку за Бэле бросились — отомстить за свой позор. Пришли к балагану Бэле, а там уже нет никого. Увидели на острове чёрную медвежью шкуру, повешенную Бэле, - там они с мальчиком Наундяка жить стали. Сели братья Биату на бат и поплыли на остров. Бэле увидела переплывающих братьев Биату:
- Подуйте, ветры, сильнее, - сказала она.
Ветер поднялся сильный, море забушевало, и бат перевернулся, братья утонули. Ветер утих, море успокоилось. Бэле с мальчиком Наундяка покинули остров, вернулись в свой берестяной шалаш на берегу моря и зажили спокойно.
Добавлено спустя 56 минут 49 секунд:
Бедный Дзенку и богатый Бая Мафа.
Жили бедный Дзенку со своей старухой и богатый Бая Мафа со своей старухой. Бедный оставался бедным, вечно голодным, но весёлым. Богатый жил в достатке, еда в масле утопала, но волком смотрел на всех. Бедный птиц ловил, в золе пёк.
Однажды бедный Дзенку собрался, повесил на пояс ковшик берестяной, взял рыбу сушёную, траву для обуви. Направился к реке, лёг у проруби, решил подшутить над зайцами. Бежит заяц, увидел Дзенку и стал его рассматривать: «О, бедный старик умер! С голоду умер? Нет, не должно этого быть, если у него рыба сушёная. Замёрз? Не мог замёрзнуть — есть трава для ул. Может, от жажды умер? Но у него есть ковшик, можно было пить воду...» Так и гадал заяц. Потом он стал звать зайчат:
- Горные зайцы, зайцы с острова, бегите на помощь! Старик Дзенку умер, отнесём его старухе...
Прибежали зайцы на помощь. Потащили бедного старика к старухе: кто за ноги, кто за руки, кто за голову поддерживал. Притащили к старухе.
- Открой нам двери, старуха, несём мёртвого старика.
Старуха увидела старика, стала охать и горевать, зайцы занесли его в юрту. А бедный Дзенку «ожил» и рассмеялся. У зайцев от неожиданности уши навострились, глаза ещё больше окосели и рты раскрылись от удивления. А больше всех рада старуха, что жив старик и потешил всех.
В награду за доброту решил бедный Дзенку отблагодарить зайцев: сделал им сажей чёрные отметины на ушах.
- Теперь будете вы посмекалистей.
На кончике уха до сих пор у зайцев осталось чёрное пятнышко.
Погостили и убежали в тайгу зайцы. Бедный Дзенку говорит старухе:
- Пригласи богатого Бая Мафу, пусть посмотрит, как мы живём.
Пришёл в гости богатый старик, увидел: много заячьих следов ведёт в юрту бедного Дзенку. Зависть его взяла и стал он расспрашивать, как бедный старик заманивает в юрту зайчат. Дзенку рассказал, что притворился мёртвым около проруби, на пояс повесил берестяной ковшик, сушёную рыбу, траву для ул, и зайцы притащили его домой. Богатый старик Бая Мафа прибежал к старухе и говорит:
- Старуха, быстро собери мне ковшик берестяной, рыбу сушёную, траву для ул. Пойду зайцев ловить.
Пошёл на речку, лёг у проруби, как мёртвый. Лежал-лежал, приходит один заяц и стал гадать: «Почему же старик умер? Если с голоду умер, то есть у него рыба сушёная, если от жажды умер — есть ковшик берестяной, а если подумать, что замёрз, то у него есть трава для ул». Кричит заяц:
- Эй, зайцы горные, зайцы с острова, бегите, отнесём старика к старухе.
Прибежали зайцы, схватили старика, кто за руки, кто за ноги и потащили к старухе. Самым последним прибежал заяц с чёрным ухом и шепчет зайцам:
- Тащите старика к проруби, он не умер, хочет всех нас поймать.
И зайцы потащили богатого старика к проруби. Бая Мафа видит — дело плохо, могут и утопить в проруби. «Ожил» он, хотел схватить зайца, да они держали его за руки — так ни одного и не поймал, все зайцы убежали...
Бедный старик Дзенку всякие небылицы придумывает. Стал он со старухой варить клей из рыбьей кожи. Наварили и залезли на дерево. Спускались вниз и дерево клеем мазали. На другой день к дереву прилило много-много птиц. Напекли в золе птиц Дзенку и старуха и пригласили богатого Бая Мафу, решили угостить его печёной птицей. Богатому старику стало завидно, что у бедного много птиц, а у него ничего нет. Стал Бая Мафа расспрашивать, как Дзенку так много птиц поймал. Бедный Дзенку рассказал, что наварил рыбьего клея, залазил на дерево и мазал его клеем. Богатый старик прибежал к своей старухе и говорит:
- Навари скорее рыбьего клея. Поймаем мы много птиц на дереве.
Наварили клею и пошли мазать дерево. Лезли на дерево и сразу мазали. Они так старались, что до самой верхушки намазали. А когда стали слезать с дерева, клей им мешал. Слезали-слезали, да и прилипли к дереву. Стали звать на помощь бедного старика, но разве услышишь в тайге крик — тайга шумела так, что ничего не было слышно. Так и остались на дереве богатый Бая Мафа и его старуха. Вот до чего доводит людей жадность.