В Москве, Петербурге и Екатеринбурге 6 декабря начнется фестиваль документального кино «Артдокфест». Еженедельно президент фестиваля Виталий Манский представляет на «Медузе» все фильмы, участвующие в конкурсной программе. В этот раз режиссер рассказывает о двух последних фильма конкурса — «Стена» Дмитрия Боголюбова (Россия) и «Красная душа» Джессики Гортер (Нидерланды). Победителя фестиваля «Артдокфест» в этом году определит жюри под председательством Сергея Казарновского; кроме того, в жюри входят поэтесса Вера Полозкова и дизайнер и журналист Наталья Барбье.
Мы долго решали, какую из этих двух картин — российскую «Стену» Боголюбова или голландский фильм «Красная душа» Джессики Гортер — пригласить в конкурс. Пока вдруг не стало очевидно, что обе картины не только важны как самостоятельные манифесты (возможно, самые актуальные в «Артдокфесте» этого года), но и удивительным образом дополняют друг друга. Оба фильма — об отношении к Сталину, но, конечно, контекст намного шире; они базируются на утверждении, что мы как нация, как гражданское общество не освободились от рабства, которое в нас существует во многом помимо нашей воли. Оно досталось нам с генетическим кодом, и с ним мы не в состоянии справиться; ни окружающая нас действительность, ни интеллектуальное развитие, ни дарованная или завоеванная свобода, в конце концов, не могут человека лишить рабского гена.
И самым жестким, самым вызывающим образом это продемонстрировано в этих двух картинах. Картина Боголюбова «Стена» — минималистична, в данном случае речь идет о Кремлевской стене, в которую вмонтировано тело Сталина, вынесенное когда-то из Мавзолея, но именно в эту стену упирается русское общество при движении вперед. «Стена» — фильм, который снимался в течение одного дня, дня рождения Сталина; в нем показывается, как бесконечная толпа людей идет поклоняться его могиле. Фильм Боголюбова месяц назад получил главный приз на молодом, но очень амбициозном европейском фестивале документального кино в Йиглаве.
