Таточка19
от 24 сентября 2015 г. № 26979-ОФ/Д26и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования »
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования » (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Целью подготовки проекта акта является внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части организации информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами и отдельными категориями юридических лиц (в том числе кредитными организациями); введения уведомительного порядка регистрации в качестве застрахованного лица; перехода от ежеквартального к ежемесячному представлению работодателями отчетности с 1 января 2018 г.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 3 по 17 марта 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 7 мая по 6 июня 2015 г. По информации разработчика замечания и предложения в рамках проведения обсуждения уведомления о подготовке проекта акта поступили от граждан Т.Б. Котовой, И.В. Серегиной, Е.И. Яковлевой, А.Ю. Кармановой, Г.М. Зайцевой, Д.С. Фельдман, а также в рамках обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от граждан Л.В. Черкасской, Е.А. Разумовской, Д.А. Лаптевой, И.И. Паньковой, O . A . Коваленко, Д.О. Баянова, А.Н. Константинова, О.Н. Коротневой, Е.К. Новиковой, М.В. Амелиной, Г.Ф. Гулиной, Н.Н. Рыбаковой, С.В. Ивановой, О.С. Князевой, С.С. Ушанкина, А.З. Киреевой, Т.Г. Мурыгиной.
Указанные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений с указанием сведений об их учете либо причинах отклонения.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http :// regulation . gov . ru ( ID проекта акта: 00/03-23737/03-15/28-13-4).
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта в представленной редакции были определены следующие риски, возникающие в результате его принятия и препятствующие достижению целей правового регулирования .
Пунктом 1 статьи 6 проекта акта проектируется переход с ежеквартального представления работодателями отчетности в ПФР на ежемесячное.
Таким образом, проектируемым регулированием будут затронуты все субъекты предпринимательской и иной деятельности, включая индивидуальных предпринимателей, малые и микропредприятия.
Согласно данным сводного отчета под проектируемое регулирование подпадает 3,6 миллиона участников. Между тем, разработчиком не представлено достаточных обоснований изменения сроков подачи отчетности. Не ясно, в связи с чем возникла необходимость проектируемого регулирования, какие недостатки действующей системы представления отчетности, какие иные проблемы были выявлены разработчиком.
Согласно пунктам 11.1-11.3 сводного отчета разработчик полагает, что проектируемое регулирование не повлечет расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, обращаем внимание, что необходимость предоставления ежемесячной отчетности может привести к увеличению расходов субъектов предпринимательской деятельности в связи с увеличением нагрузки на бухгалтерские службы организаций по составлению и сдаче отчетности, ростом затрат на их содержание, необходимостью расширения штата специалистов либо к необходимости привлечения аутсорсинговых организаций. В случае если в организации работает один бухгалтер, увеличение штатной численности оказывается неизбежным: в ином случае работодатель окажется нарушителем Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно которому работнику, в том числе бухгалтеру, должен быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. При этом, в случае его дробления, одна часть не может быть менее 14 календарных дней. С переходом на ежемесячное представление сведений в ПФР у бухгалтера каждый месяц станет отчетным.
Кроме того, в связи с введением ежемесячной электронной отчетности увеличатся затраты организаций на оплату услуг интернет-провайдеров в связи с существенным ростом объемов передаваемой информации.
Увеличение затрат субъектов предпринимательской деятельности может привести к росту цен для конечных потребителей работ, услуг, а также к сокращению числа индивидуальных потребителей, малых и микропредприятий, которые в текущей экономической ситуации не смогут обеспечить ежемесячное представление отчетности и предпочтут уйти в серую зону.
Обращаем внимание, что под проектируемое регулирование попадают также федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, расходы которых также будут увеличены в целях обеспечения проектируемых требований. Таким образом, указанные разработчиком данные в пункте 9 сводного отчета об отсутствии расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с проектируемым регулированием не являются корректными.
Между тем по данным участников публичных обсуждений до настоящего времени не решены следующие проблемы, связанные с направлением ежеквартальной отчетности в электронном виде в ПФР:
недостаточно налажена обратная связь налогоплательщиков с отделениями ПФР, что приводит к увеличению сроков решения проблем приема отчетности;
недостаточно корректно функционируют существующие электронные сервисы, а также недостаточно оперативно происходит процесс приема электронной отчетности ПФР. Так, по данным субъектов предпринимательской деятельности из-за некорректной работы электронных сервисов ПФР им не принималась отчетность организаций с 1 числа месяца, следующего за отчетным, ни разу, начиная с 2010 года. За 1 квартал 2015 года отчетность была принята условно 20 мая в связи с обновлением программного продукта ПФР. Период ожидания положительного протокола после направления отчетности в ПФР и принятия его системой, по данным экспертов, может достигать 30 дней.
Учитывая масштабность проектируемых изменений, а также возможные отрицательные социально-экономические последствия принятия проекта акта в представленной редакции представляется целесообразным после налаживания работы электронных и программных средств ПФР, а также дополнительного обучения как сотрудников ПФР, так и заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности, сформировать и провести пилотный проект для 3-4 регионов Российской Федерации в течение не менее чем одно- или двухлетнего периода, предусматривающий добровольное участие в нем субъектов предпринимательской деятельности. В случае признания такого пилотного проекта успешным, может быть рассмотрен вопрос о целесообразности внедрения отлаженной системы на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, обращаем внимание, что разработка такого пилотного проекта может быть признана целесообразной только в случае определения его разработчиком основных проблем, на решение которых будет направлен предлагаемый способ регулирования.
Таким образом, Минэкономразвития России концептуально не поддерживает проект акта в представленной редакции в части введения ежемесячной отчетности хозяйствующих субъектов в ПФР.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
|