Моральные устои Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Они возникают либо на базе удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, воде и т.д. (низшие чувства), либо на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (высшие чувства).
К высшим чувствам относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственные чувства - это отношение человека к человеку и к обществу, это соблюдение моральных норм, регулирующих поведение личности. К нравственным чувствам относятся любовь, сострадание, доброжелательность, милосердие, гуманность, преданность и др. Исключительно важную роль играют патриотизм, чувство долга и преданности Родине, ответственность перед коллективом, интернационализм. Эти чувства возникают на основе гуманистического мировоззрения. Однако при плохом воспитании могут наблюдаться и аморальные, безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и др.
Формирование нравственных чувств у ребенка начинается очень рано. Вместо пассивного, основанного на непроизвольном подражании «заражения» чувствами другого (т. е. повторения плача, крика, улыбки), характерного для ребенка первого года жизни, дети к концу раннего возраста начинают проявлять собственные чувства к окружающим. Так, двухлетний малыш гладит по голове, утешает плачущего товарища, а в дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и в начальные формы дружбы.
У детей-дошкольников формируется чувство патриотизма: они гордятся героями нашей страны, Советской Армией, хотят быть пограничниками и космонавтами, очень внимательно слушают рассказы о В. И. Ленине и хотят больше узнать о его детстве. У детей вырабатываются нравственные привычки: уважение и вежливое отношение к людям, организованность, бережливое обращение с вещами и др.
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. К интеллектуальным чувствам относятся интерес (как эмоция), удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Мыслительные и эмоциональные процессы развиваются в единстве. Например, В. А. Сухомлинский эмоциональным методом «пробуждения разума» воспитывал у детей удивление и радость перед явлениями природы.
|