Урбанистическая тематика давно укрепила позиции в литературном мире. Попадая на страницы произведений, города необратимо меняются, поддаются изобретательной фантазии автора. Пространство либо расширяется — впуская на улицы бесконечный поток персонажей, либо сужается, преследуя героя, лишая его покоя.
У каждого писателя свой город.
Все хорошо помнят Изумрудный город, к которому вела непростая дорога по сказочной стране. Пускай утопический идеал не вполне оправдывал надежды — творить чудеса правитель не умел — каждый мог открыть здесь собственный путь к счастью.
Несколько иные, футуристические чаяния воплотились в проекте Солнечного города, куда однажды попал Незнайка. Какой контраст с его «цветочной», не обремененной автомобильными пробками родиной, затерянной в лесах и огуречных зарослях!
Крошечные жители населяют также «Городок в табакерке» Владимира Одоевского. Олицетворение механизмов музыкальной шкатулки позволило создать неповторимую звукопись, но это не только поэтизированный рассказ о сложноустроенном предмете: общение с маленькими героями учит маленького читателя принимать этически взвешенные решения.
Требуют нестандартного взгляда на вещи условные миры, которые полностью раскрывают свои секреты лишь перед ребенком. Кукла Катя, вынужденная покинуть привычный шкаф, попадает в невиданную игрушечную вселенную — так начинается сказка «Катя в Игрушечном городе».
Картонный
Другая задача у путеводителей по реально существующим местам. Компактные книги серии «Настя и Никита» издательства «Фома», возрождающие традицию тонких иллюстрированных изданий советского периода, проведут по улицам современных городов.
Каждый город становится домом для разных судеб. В некоторых книгах он сам обретает душу, превращаясь в полноправного героя — свидетеля людских печалей и радостей, который влияет на настроение, мировосприятие и образ жизни горожан. Бунтующий Париж определяет судьбу беспризорника Гавроша, в пестрых рядах городских низов начинается путь Оливера Твиста. Дух лондонской свободы увлекает за собой героя старинной английской истории, воссозданной Мариной Аромштам в книге «Кот Ланселот и золотой город».
Опасный, но притягательный
Игровая реальность книги «Город. Белое сияние» Карима
Нередко интрига возникает, когда персонажи книг пытаются освоиться на новом месте; прекрасно подходят для этой цели небольшие городки — как в мистических повестях «Город, которого нет» Юрия Ситникова или «Тайна Севера. Зеркала» Андрея Огонькова. Впрочем, как показали события «Города динозавров» Дмитрия Емеца, родным местам столь же легко придать фантастические черты — стоит только выпустить на волю древних существ, которые все это время прятались в вашей квартире.