Ника Гольц. На равных с ребенком

Автор: Наталия Стрельникова, книжный интернет-магазин Лабиринт.ру

«Лабиринт» продолжает цикл летних акций для всех любителей иллюстрированной детской книги. Каждую неделю мы «открываем» для вас одного из художников-иллюстраторов. И каждую неделю действует дополнительная скидка 8% на его книги. Срок действия скидки — с понедельника по воскресенье.

Звонкое имя Ники Гольц знакомо каждому любителю хорошей детской литературы и иллюстрированной книги. Ника Георгиевна Гольц (1925–2012) была и остается подлинным классиком отечественной школы иллюстраторского искусства. Мы смотрим ее глазами на самые любимые и дорогие нашему сердцу детские истории: «Снежная королева», «Маленькая Баба-Яга», «Щелкунчик», «Маленький принц», «Черная курица и подземные жители».

Ее творческую судьбу во многом предопределили ее родители. Ее мать привила ей любовь к классической литературе.

Отец, Георгий Павлович Гольц, был архитектором, художником театра и великолепным графиком. Его трагическая гибель перевернула жизнь художницы.

В это сложно поверить, но сама художница и не думала, что будет заниматься книжной иллюстрацией. Ее привлекала монументальная роспись стен и создание панно. Но так уж вышло, что единственной ее монументальной работой стала роспись стометровой стены в строящемся детском музыкальном театре Н. И. Сац, в композицию которой она включила два панно по эскизам своего отца.

В мир книжной иллюстрации ее поначалу заставила прийти нужда — нужно было как-то поддерживать семью. Но неожиданно книжная графика становится неисчерпаемым источником самовыражения, здесь Гольц находит себя. Ведь, по словам художницы, «…книга — это театр. Художник-иллюстратор разыгрывает спектакль. Он и автор, и актер, и мастер по свету и цвету, и главное, режиссер всего действа. Должно быть продуманное чередование сцен, должна быть своя кульминация».

Иллюстрации Ники Гольц Ее первой работой стала книжка «Стойкий оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсена. С тех пор с этим сказочником и его родиной Нику Георгиевну связывали особые отношения.

Сама она говорила, что рисует «русского Андерсена». Но и волшебная хрупкость ее детских фигур, словно бы передвигающихся на цыпочках, и яркие, округлые образы королей и кухарок как нельзя лучше иллюстрируют фантастические, смешные и печальные произведения датского сказочника.

А Дания стала для художницы любимой, почти родной страной.

Датчане даже создали частный музей Ники Гольц. А еще именно за Андерсена в 2005 году она получила серебряную медаль Академии художеств, а год спустя за иллюстрации к сборнику «Большая книга лучших сказок Андерсена» была удостоена диплома Г.—Х. Андерсена Международного совета по детской книге.

Пришелся по душе художнице и пантеон маленьких волшебных существ немецкого сказочника Отфрида Пройслера. Гольц превосходно передала озорной дух немного взъерошенных и вечно любопытных Маленькой Бабы Яги, Маленького Привидения, Маленького Водяного.

Ника Гольц. Иллюстрации к произведениям Эрнста Гофмана Еще одним знаковым автором стал для нее Эрнст Гофман. В «Щелкунчике» она сталкивает конфетный мир беззаботного детства с подземной стихией мышиного народа, который несет хаос в некогда светлую детскую.

Под ее пером оживает и гротескный, наполненный диковинными тенями мир менее известных произведений Гофмана, сказок «Золотой горшок», «Королевская невеста», «Повелитель блох».

Ника Георгиевна не разделяла «детскую» и «взрослую» иллюстрацию. Она всегда считала, что для детей нужно рисовать как для взрослых, это диалог на равных, ведь: «ребенок видит больше, чем взрослый. Ему помогает непосредственность, не обремененность условностями изображения».

Не случайно она стала автором иллюстраций к двум пронзительным историям о детстве и одиночестве: «Мальчике-Звезде» Оскара Уайльда и «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери. Герой Экзюпери предстает перед нами среди бескрайних инопланетных пространств, с которыми порой сливается его золотое свечение. А Мальчик-Звезда сначала уподобляется античному Нарциссу, чтобы затем потерять свое лицо (художница не рисует уродство героя, а всего лишь «закрывает» ему лицо волосами) и обрести подлинного себя, пройдя через страдание.

Ника Георгиевна Гольц прожила удивительно долгую и полную творческую жизнь. Ее творчество оставалось востребованным у издателей даже в 90-е годы. В 80 лет ей по-прежнему были интересны герои ее иллюстраций, ко многим она даже возвращалась заново, ведь с годами по собственному признанию она стала рисовать еще интереснее и свободнее. Ее световой день был неизменно посвящен любимой работе (свои интервью она обычно давала вечером). Безупречные рисунки Гольц, созданные в традиционных техниках гуаши, пастели, акварели, были и остаются эстетическим камертоном в пестром и разнообразном мире детской иллюстрации.

  • 27.08.2014

Поделиться с друзьями