Цветное детство. Художник Леонид Владимирский

Автор: Наталия Стрельникова, книжный интернет-магазин Лабиринт.ру

«Лабиринт» продолжает цикл летних акций для всех любителей иллюстрированной детской книги. Каждую неделю мы «открываем» для вас одного из художников-иллюстраторов. И каждую неделю будет действовать дополнительная скидка 8% на его книги. Срок действия скидки — с понедельника по воскресенье.

Цветное детство. Художник Леонид ВладимирскийЛеонид Владимирский — один из старейших, самых известных и любимых иллюстраторов детских книг. Достаточно открыть его работы к «Приключениям Буратино», «Волшебнику Изумрудного города», «Путешествию Голубой Стрелы», чтобы понять: этот художник умеет видеть мир глазами ребенка.

Созданные его кистью герои необычайно эмоциональны и фактурны: благородный Руслан и зловещий, но при этом комичный Черномор, грозный Змей и могучий Никита Кожемяка; добродушный Страшила и Железный Человек, в которых жизни не меньше, чем в героях-людях… И, конечно же, главный персонаж, которому Владимирский подарил классический облик — Буратино. Деревянный человечек стал настоящим в том числе и благодаря таланту Владимирского. А еще тот «надел» на него всем известный колпачок в красно-белую полоску, создав самую запоминающуюся деталь его костюма.

Сам художник говорит, что всю жизнь работает для детей, да и сам он в душе ребенок, ведь рисовать для этого радостного и любопытного народа одно удовольствие. Любопытен творческий метод художника. Каждый вечер он придумывает и рассказывает сам себе сказки, а утром записывает и зарисовывает получившиеся сюжеты.

За годы работы над персонажами Александра Волкова и Алексея Толстого Владимирский настолько сроднился с книжными героями, что не смог оставить любимцев без дальнейших приключений и сам написал несколько сказочных повестей. Среди них «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе».

Каждая иллюстрация Владимирского — это особый «детский» взгляд на события сказки, а работа над любой книгой — сотворчество с автором. В «Руслане и Людмиле» дольше всего художник размышлял над палитрой цветов, подбирая наиболее подходящий к поэме Пушкина, а, иллюстрируя русскую народную сказку «Никита Кожемяка», придумал свою версию судьбы змея. Его змей по-настоящему влюблен в царевну, и по рисункам это даже заметнее, чем по самому тексту: он смущенно топчется перед царевной, сжимая в лапах букет ромашек.

Цветное детство. Художник Леонид ВладимирскийЕго иллюстрации легко узнать по ярким краскам, золоту солнечного света и румяным щекам героев. Даже такую непростую книгу, как «Три толстяка» Юрия Олеши художник старается сделать очень яркой, оттеняя разноцветными нарядами и пейзажами внезапную мрачность сказочного сюжета. А его оружейник Просперо предстает перед нами могучей фигурой, столь похожей на русских былинных богатырей.

Необычной работой для художника стал сборник народных филиппинских сказок «Умная Марсела». Здесь художник использует всего два базовых цвета: серый и цвет морской волны. Именно они настраивают нас на нужный лад и заставляют вспоминать оттенок теплых морей, сочной зелени, камней и скал на морском берегу. Но выразительность этих рисунков исключает любую возможность монотонности, которая могла бы возникнуть при такой строгой палитре. Ведь художник дарит свое выражение «лица» каждой мартышке и черепахе, встречающейся на страницах этой книги.

Леонид Владимирский закончил отделение мультипликации во ВГИКе, вот почему каждая его иллюстрация полна движения и света. Порой на одной странице не хватит взгляда, чтобы сразу уловить все детали — корабли с разноцветными парусами, стены домов и цветные крыши, высыпавший на улицы люд. На другой все внимание сосредоточено на эпическом сражении русского богатыря и трехголового змея. Мы листаем книгу, а сказочный мир постепенно оживает.

Цветное детство. Художник Леонид Владимирский.Романтическая поэма «Руслан и Людмила» стала для художника Леонида Владимирского одной из главных книг в жизни.

Пушкин написал волшебную сказку, полную захватывающих дух приключений (недаром в ней так важно ощущение полета, перспективы). И вместе с тем она написана с большой иронией, иронией не гротескной, но очень тонкой, умело спрятанной между строк. В полной мере оценить эту иронию мы сможем уже во взрослом возрасте.

Владимирский работал над ней около сорока лет с перерывами, так что перед нами очень зрелые иллюстрации для детей к книге очень молодого автора.

В своем послесловии художник дает возможность нам заглянуть в свою творческую мастерскую. Вы узнаете, почему для оформления книги была выбрана именно эта палитра, и как она связана с графикой самого Пушкина, кто стал прототипом Людмилы, и почему форзацы книги выглядят таким образом.

Яркие, чистые и очень оптимистичные рисунки Владимирского известны не одному поколению читателей. Для многих они навсегда остаются окошком в сказочный и веселый мир детства.

  • 04.08.2014

Поделиться с друзьями