Один из методов управления стрессом заключается в осознании самой природы стресса. По определению, данному Гансом Селье, стресс есть древняя, сформировавшаяся в ходе эволюции, реакция организма в ответ на экстремальные, несущие угрозу, воздействия. Ключевым словом здесь является «реакция». То есть, это не то, что происходит, а то, как мы реагируем на происходящее.
На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по-разному. Следовательно, разовьется стресс или нет, зависит только от самого человека.
Есть разделение методов на два больших класса: эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы. Основная идея первых заключается в том, что если вы не можете контролировать стресс, то можете научиться контролировать свою реакцию на него. Умение регулировать свое психо-эмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями. (Упражнения на ритмирование дыхания – фундаментальный навык эмоционально-ориентированного преодоления стресса и один из основных методов управления стрессом. Своевременное распознавание признаков телесного напряжения – второй фундаментальный навык управления стрессом.)
Стресс как естественное природное явление – есть реакция активного действия. Цивилизованный мир человеческих отношений трансформировал эту реакцию в состояние затяжного, истощающего жизненный ресурс переживания. Типичным последствием такого переживания является усугубление внутреннего конфликта, нарушение здоровья, астения и депрессия, делающие человека более уязвимыми по отношению к новому стрессу. Таким образом, замыкается порочный круг, в который попадает человек и в котором он «вертится, как белка в колесе», не находя выхода. Суть управления стрессом состоит в возвращении ему первоначального значения и в использовании мобилизуемой стрессом энергии в интересах целесообразного и эффективного действия.
Цель первого шага – освободиться от негативного воздействия источника стресса, путем создания конкурирующей доминанты и дистанцирования от стрессогенной ситуации. Суть первого приема – в отвлечении от источника стресса. Механизм его основывается на возможности сознания в каждый момент времени удерживать только одну мысль. Мы не можем думать одномоментно о разном - только последовательно. Вытесняя беспокоящую вас мысль какой-то более сильной, вы отвлекаетесь. Однако отвлечься от источника стресса, намеренно переключая свое внимание на что-то другое, не всегда удается, поскольку размышления о стрессе всегда очень значимы. Они захватывают. Прием же умышленной задержки дыхания гарантирует такое отвлечение. О чем думает человек, задержавший дыхание и начинающий испытывать недостаток воздуха? О неурядицах на работе, неприятностях дома, финансовых затруднениях? Конечно же, нет! Потому что в этот момент он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание. Срабатывает элементарный инстинкт самосохранения. Такой перенастрой ума, диктуемый жизненно важной потребностью, отвлекает вас от болезненного воздействия ситуации и, хоть на мгновение, снимает ее актуальность. Это мгновение – ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из под прямого воздействия стресса. Для этого выполните прием дистанцирования: с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять вашу перспективу видения обстановки. Представьте себе, что вы наблюдаете за происходящим как бы со стороны.
Цель второго шага – определиться с решением. Когда вы спокойно и бесстрастно рассматриваете ситуацию как внешнее явление, вы берете ее под контроль и приобретаете возможность принять взвешенное решение. В основу решения закладывайте образ желаемого результата, то есть того, что вы хотите получить. Подчеркиваю –
что вы хотите, а не то, чего не хотите. В противном случае мотивация будет двигать вас не к достижению успеха, а к избеганию неудачи, а значит, к неконструктивному действию. Это только кажется, что разница между «от» и «к» не слишком существенна. На самом деле, она кардинальна. Избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти. Если вы воскресным вечером после проведенного на природе уик-энда собираетесь вернуться домой, вам не удастся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели время - вам нужно идти именно к своему дому. Такова особенность работы нашего мозга – он как бы «не понимает» частицы «не». В результате, употребляющие это отрицание люди сплошь и рядом программируют себя ровно наоборот, и получают тот результат, который они не хотят.
Цель третьего шага – выполнить действие, ведущее к достижению. Между намерением и результатом должно быть действие. Нет действия – нет результата. А намерение становится лишь мечтой. Более того, ваши действия должны быть обеспечены необходимым для них ресурсом. И эти ресурсы у вас есть! Проблема лишь в том, что часто они существуют несоорганизованно с текущим моментом. Когда кто-либо говорит, что он не справился с ситуацией из-за нехватки уверенности и спокойствия, это не значит, что этот человек - неуверенный. Он может себя чувствовать спокойно и уверенно, например, на теннисном корте или за рулем автомобиля. Он имеет опыт ощущения уверенности. И все, что ему нужно – это «взять» этот опыт оттуда, где он у него есть, и «перенести» туда, где он в нем нуждается. Данные технологии имеют общее название – «Прошлое, приносящее дар». Когда вы знаете, чего хотите, и как можете это получить, вы наполняетесь чувством уверенности и действуете с энтузиазмом. В итоге - гарантированно достигаете нужного результата. Вы обнаруживаете, что имеете запас прочности и способность ответить на серьезный вызов судьбы. Проникаетесь самоуважением, основанным на реальных свершениях. К вам приходит ощущение собственной силы.
Цель четвертого шага – освоить свои достижения. Способность использовать есть мера того, что можно получить. Если вы хотите быть эффективными, быть, как в «тот раз» и даже превзойти себя, вы должны внимательно исследовать свои личные достижения и воссоздавать их значимые элементы. Опыт – это не то, что произошло с человеком, а то, как он этим пользуется. Многие люди с поразительной точностью вспоминают моменты неудач. Гораздо меньше людей развили в себе способность замечать ситуации успеха, и методично воссоздавать условия их повторения.
Источник:
http://ffre.ru/rnarnaqasbewatyujg.html