Вот очень интересно говорит
о Великом посте протоиерей Андрей Юревич.
"О том, на что нужно обратить внимание во время поста, и как творить добрые дела, если в «темницы» к заключенным просто так не пускают, а бездомного – не каждый может привести домой…"Пост включает в себя несколько составляющих. Мы так привыкли, что начинать всегда надо с физической составляющей, с еды. Но это – одна часть.
Кроме еды существует
. Это и особое храмовое богослужение, и домашняя молитва. Желательно, чтобы домашняя молитва даже по размеру увеличивалась.
В храме – совершенно особенные службы служатся: Литургия Преждеосвященных Даров, Великий покаянный Канон Андрея Критского, Мариино стояние… Они очень убедительные, тихие, проникновенные, светлые, даже — скорбные. Совершенно особенная Страстная Неделя.
Не рассеиваться.
Еще одна составляющая – внутреннее сосредоточение. Постом надо постараться не рассеивается, особенно не развлекаться. Если возможно, даже пересмотреть какие-то свои обычнее занятия. Например, посещение клубов, кружков, фитнес-центров. То, что как-то развлекает.
Я не говорю, что не надо заниматься своим телом, не надо заниматься утренней зарядкой или спортом. Пожалуйста, это всё может быть. Но вот внутренняя рассеянность – все её источники надо ликвидировать.
Анализировать.Опять-таки – внутреннее самоиспытание, внутренний
самоанализ для видения своих грехов.
Время Великого Поста надо использовать для покаяния, исповеди и причастия, если человек очень редко это делает. Если человек регулярно исповедуется, причащается, то у него уже выработалась регулярность и цикличность. А если редко, то Великий Пост – самое благоприятное для этого время. Неслучайно от наших предков в Синодальный период именно в Великий пост требовалось, чтобы хотя бы раз в году человек говел, исповедовался и причащался.
Книги – в руки.Еще одна составляющая –
чтение. В первую очередь – чтению Священного писания. Потому, что вера наша зиждется на Откровении Божием, на Библии. А православный народ очень плохо знает своё Священное Писание. И хотя бы Великим Постом нужно уделять этому внимание каждый день, пусть совсем немного времени, но регулярно.
Можно взять на себя такое послушание – выбрать какую-то ещё, кроме Библии, духовную книгу и прочитать от корки до корки. У кого навык к чтению – несколько книг. Но так, чтобы это была целевая работа.
Социальная программа от Господа.Ну и, конечно, очень важная составляющая поста –
добрые дела.Перед Великим Постом в Неделю о Страшном Суде идёт чтение Евангельское – Евангелие от Матфея, – где Христос ставит целую социальную программу перед нами. Он говорит, что болен был Я, был в темнице, и вы Меня посетили, Я хотел есть, и вы Меня накормили, Я жаждал, и вы Меня напоили. Люди говорят: «А когда же мы это всё делали? Господи, мы Тебя и в глаза то не видели». «Ну как, если вы одному из близких своих людей это сделали, то, значит, вы сделали это Мне. А если вы этого ничего не сделали, то тогда вы согрешаете, отойдите от Меня, лукавые, придите в огонь вечный».
То есть важно, чтобы
человек трудился для других, а не для себя.
Современное общество призывает нас создать себе комфорт, «оторваться», «оттянуться», «бери от жизни всё», «ты этого достойна», «живи для себя». А Церковь говорит, что любовь настоящая должна долготерпеть, милосердствовать, искать не своего, а трудиться ради другого. Сорадоваться, сострадать с другим человеком.
Пророк Исайя в своей книге вторит Христу или как бы Его предваряет, говоря: «А тот ли пост избрал я для себя? Покорми голодного, освободи раба, напитай сирого и вдовицу, и тогда твой пост взойдёт как заря утренняя». Такие прекрасные поэтические слова.
Сейчас в тюрьму просто так никого не пустят. Это надо заранее устраивать свидания, да и с кем – непонятно. Это всё-таки образ, чтобы мы поискали вокруг себя нуждающихся.
А сегодня, по-моему, их и искать не надо. Ведь известно, что богатые тоже плачут. То есть совсем не обязательно специально искать человека бедного, бомжа или которого обокрали. Человек нуждается в любой помощи. Один – в материальной, другой – в добром слове, третий – в поддержке, четвертый – в совете, в утешении, да просто в разговоре по душам: открыться некому.
Искать. По крайней мере, самому раскрыться. Люди сегодня – интроверты. Каждый зациклен на себе. Эгоисты, жуткие совершенно эгоисты. Думают только о себе. Даже разговор для человека становится нагрузочным, тяжелым: «чего ты на меня свои проблемы сбрасываешь?»
А ты пойди, войди в его проблемы! Послушай человека. Наберись терпения и не перебивай. Как говорят, через 7 секунд после начала разговора мы перебиваем человека: «Да, а вот я, а вот у меня…» Но началось-то с чего? Он – рассказывает про себя. Ты послушай его до конца – уже будет доброе дело.
Да добрых дел – сколько угодно. Уступи место в транспорте, помоги слепому перейти улицу, женщине донести тяжёлую сумку, уступи в очереди место.
На дороге: ты едешь, и справа подъезжает машина. Не уступишь, лучше в аварию попадешь. А ты – уступи, одному, второму, третьему, четвёртому… Ты приедешь позже всего лишь на пять машин, на 10 секунд. Нет, какими только словами мы не называем тех, кто пытается завернуть: «Куда лезешь! Блондинка!» Так вот пропустить – разве не доброе дело? Вот он тебе сзади фарами поморгал, у него уже настроение улучшилось.
Добрые дела – они могут быть и маленькими, а могут быть и большими.
Кстати сказать, в приходах есть целые системы, есть сестричества милосердия. Поищите, обратитесь. Скажите: «Я тоже хочу поучаствовать!» Куда? В больницу сходить? Странника к себе принять? Бомжа накормить? Зайди на сайт «Милосердие.ру» — волонтёры везде требуются.
Не «пить кровь».То есть
пост без добрых дел совершенно никуда не годится.В этом смысле можно коротенький рассказ вспомнить про царя Иоанна Грозного и блаженного Василия.
Однажды Великим Постом Иван Грозный пригласил Василия Блаженного к себе за стол за трапезу. Тот сел, естественно, постные кушанья: царь внешне всё соблюдал.
А Василий спрашивает: «Иванушка, а где ж мясцо?» «Вась, какое мясцо? О чём ты говоришь: Великий Пост!» На что блаженный: «Их ты, ирод лукавый, мясо-то ты не ешь, а кровь-то ты пьешь». Кровь имеется ввиду – опричнина, кровь лилась рекой.
И мы очень часто отцеживаем комара: когда надо сухоядение, рыба, масло – все продукты, но зато от нас плачут и стонут окружающие. И мы пьём их кровь.
Духовное лекарство.Пост – это совершенно
не цель. Как любые установления в Церкви эти нормы и правила – всего лишь средство. Цель человека, его жизни всего лишь одна – спастись. А вот для того, чтобы спастись нужно уже применять определенные средства.
Так же точно, как больной человек для того, чтобы выздороветь, принимает лекарства. Он может их не принимать. Перед кем он согрешит? Да не перед кем. Не хочешь выздороветь – не пей, пожалуйста, лекарства.
Там и здесь. Не хочешь спастись, пожалуйста, можешь не поститься, не молиться, ничего не делать. Ты плохо этим никому не сделаешь, до тех пор, пока сам не согрешишь. Но зато ты не спасёшься, ты погибнешь. Поэтому, если не хочешь исполнять духовные установления, не исполняй.
Но пост – очень важное духовное лекарство. В одном из песнопений он называется «
весной души». Тело тоньшается во время поста, зато душа расширяется.
Ну, и к тому же Христос сказал, что сей род лукавый, то есть демоны и все наши страсти, будут изгоняться постом и молитвой. Без поста это не выходит.
По-честному.Но всё должно быть во время поста по-честному. Если мы употребляем «соевое мясо», которое по своему содержанию не животный белок, но по вкусу оно сделано так, что кажется, будто ешь настоящую котлету, — кого мы обманываем этим? То есть вкусовые ощущения – будто мы едим мясо. Думаю, это немножко не честно.
В этом смысле не только качество пищи, не только её количество, но и может быть где-то и вкусовыми какими-то качествами стоит пожертвовать. Отказаться от чего-нибудь «вкусненького».
Я бы сказал насчёт еды, что уставы могут быть совершенно разные в смысле поста. То, что мы находим в Типиконе – это для монашествующих. Совершенно другой устав может быть для старика, другой – для ребёнка, третий – для женщины беременной, четвертый для мужчины, который работает физически, грузчиком, например.
Я думаю, что в смысле болезней человек должен сам решать. Приходя к священнику: «Батюшка, благословите молочка пить, у меня там то-то и то-то». Но я же не знаю вашего диагноза, вашего внутреннего состояния. Ели ноги вы волочите или бегаете трусцой как зайчик. Здесь человек должен решать сам. Перед Богом стоим, перед Богом совершаем свои поступки.
В общем, пост дело непростое, но крайне нужное и полезное, а значит — радостное.
Добавлено спустя 31 минуту 6 секунд:Булка Майская писал(а):
В сегодняшнем реальном мире, когда разговор идет о помощи кому то, скорее многие отвернутся, или разговор пойдет: А что я с этого буду иметь..
вот пример нам.
"...Всякий раз, когда вступаю в Великий пост, рассуждаю над тем, для чего я это делаю. Конечно же, понимаю, что это особое время, и у меня есть возможность что-то исправить в своей жизни. Постился Господь, и святые пост называют духовной весной. Но одно мне всегда было непонятно…
Ведь все, что я делаю, делаю для себя. На мой взгляд, этот духовный эгоизм был так далек от всего того, чему учил нас Господь.
Сегодня в программе новостей я услышал историю о девятилетней девочке.
Она узнала, что в мире ежедневно в странах, живущих за пределами бедности, умирает множество людей от нехватки чистой воды. Это число сопоставимо с тем, как если бы 9 огромных самолетов разбивались каждый день, унося жизни ни в чем не повинных людей.
Эта девочка, живущая в Сиэтле, попросила, чтобы ей на день рождения не дарили куклы и прочие подарки, а подарили деньги, на которые она смогла бы купить чистую воду и отправить тем, кто в ней нуждается. Она мечтала собрать 300 долларов, чтобы напоить водой 15 человек. Но ей удалось собрать меньше, она опечалилась, что может напоить лишь 11 человек.
А потом была страшная авария… На трассе из всех пострадавших умерла лишь она – Рейчел.
После того, как люди узнали об этом, фонд помощи людям, которые нуждаются в питьевой воде, получил 1 млн. 200 тыс. долларов. И теперь более чем в 250 населенных пунктах Африки смогут пробурить скважины для добычи воды.
Я никогда не задумывался, что у кого-то даже нет возможности сделать один глоток
Я сразу вспомнил, как я набираю ванну для купания, как всякий раз, когда мне хочется пить, подхожу к крану, из которого струится чистая вода, вспомнил, как освящаю множество вод на Крещение Господне, и что рядом со мной течет река Псел. И, зная все это, я никогда не задумывался, что у кого-то даже нет возможности сделать один глоток, чтобы утолить свою жажду.
Об этом подумала Рейчел. И мне, сорокалетнему мужчине, открыла глаза.
Какими мелкими и ничтожными оказались мои проблемы, как стыдно стало мне, что унываю часто от того, что мне некомфортно в той или иной ситуации. Да, я думал только о себе. Как очиститься душой во дни поста, как составить свое молитвенное правило так, чтобы оно отличалось от того, которое я читаю в обыденные дни. А кому-то в эти минуты не хватало просто глотка воды…
А что сделал я?
Когда девятилетняя Рейчел узнала, что после химиотерапии у онкобольных выпадают волосы, она дважды отращивала свои волосы и жертвовала их для изготовления париков. А что сделал я? Я только думал о своем духовном росте. И мне вдруг вспомнились слова Христа, которые Он скажет на Страшном Суде: «Жаждал Я, и вы не напоили меня».
Как много сил тратится на чтение акафистов и коленопреклоненных молитв, как вчитываемся мы в состав ингредиентов тех продуктов, которые мы покупаем, как много мы размышляем о духовных метаморфозах нашей жизни. И где-то на краю земли, какой-то малыш просит воды у своей матери и умирает от жажды.
Теперь я знаю, что мне делать во время Великого Поста.
Я понял, что все наши молитвы лишь для того, чтобы мое сердце услышало плач, чтобы я, просящий вразумления у Господа, понял, кому я должен помочь, чтобы из эгоиста я превратился в человека, который бы осознал, что жить нужно не для себя, а для ближних. Даже если нас разделяет океан, чтобы они стали ближними в сердце моем.
Рейчел посещала какую-то евангелическую общину в США. Это не была Православная Церковь, но в этой девочке Господь увидел жемчужину для примера всем нам. Это значит, что среди нас Господь не нашел такого человека. Конечно же, это не умаляет значение Православной Церкви, это говорит только о том, что я в примерах жизни святых не увидел самого главного – жертвенности.
Господь забрал душу Рейчел туда, где «несть болезнь, ни печаль», а я теперь знаю, что мне делать во время Великого Поста".
Протоиерей Максим Денисенко.